Храм

about_1.jpg

О приходе

В 1996 году на пустыре бульвара Комарова в Северном жилом массиве г. Ростова-на-Дону появился небольшой вагончик с православным крестом, и начались богослужения. Первое время жители массива смотрели на него с удивлением и даже с недоверием. Мало кто воспринимал этот вагончик всерьёз. Люди по привычке продолжали ездить в другие храмы города. Как-то не верилось, что в нашем спальном районе может появиться православный храм, хотя потребность в его строительстве остро ощущалась.

Сомнения имели под собой основания. Пустырь, на котором был поставлен вагончик, так и не превратился за четверть века в цветущий парк, каковым должен был стать по проекту.

Все попытки засадить деревьями этот заросший травой участок земли, на котором паслись домашние животные из близлежащих частных домов, провалились. Напрасно здесь проводились городские акции по древонасаждению. Практически все деревья засохли, и в дождь здесь была непролазная грязь.

Но мало-помалу весть о храме в честь Казанской иконы Божией Матери разнеслась по округе, и со всех сторон к нему ручейками потянулись люди. Маленький временный храм до отказа наполнился прихожанами и вскоре уже не мог вместить всех желающих.

Так бывает всегда. Это закон. Храмы никогда не бывают пустыми. Они сразу наполняются людьми. Ведь это место особенного Божественного присутствия, где небо видимым образом приклоняется к земле, и где мы реально встречаемся с Богом, Божией Матерью, Ангелами и святыми.

Однако прошли долгие восемь лет, прежде чем строительство храма сдвинулось с мёртвой точки. Причин для такого длительного стояния на одном месте накопилось так много, что к началу 2000-х годов прихожане окончательно разуверились в возможности постройки на этом месте храма. Настроения царили самые пессимистические, все говорили о том, что настоящего дома Божия здесь, по всей видимости, никогда не будет.

Всё изменилось с назначением в июне 2004 года настоятелем Свято-Казанского храма священника Димитрия Соболевского. Для него самого назначение в этот приход явилось полнейшей неожиданностью. Позже батюшка неоднократно признавался, что даже подумать не мог о том, что ему придётся здесь служить, и тем более, строить храм, хотя сам он родился и вырос на Северном. Все эти годы он так же, как и жители массива, с надеждой и грустью смотрел на сиротливо стоящий на пустыре вагончик, и всё ждал, когда же начнётся строительство? Оказалось, что это предстояло сделать ему.

…о. Димитрий до мельчайших деталей помнит свои первые впечатления. Его встретил маленький, тесный и душный вагончик, в котором люди от жары теряли сознание. А каково было служить священнику в полном облачении?

В алтаре +43! Но удручало не только это. По ряду причин у прихода были сложные отношения с администрацией района и города. А ещё ему достались в наследство два мешка документации с разными согласованиями, письмами и отписками. От этого невольно опускались руки. Но в то же время чувствовалась сила благословения правящего архиерея, архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона, который вдохновил батюшку на этот труд, заметив: «Ты священник, на тебе крест, надо выполнять послушание…»

Предстояло в кратчайшие сроки размотать сложнейший клубок запутанных взаимоотношений с властью и потенциальными благотворителями. Надо было пройти по всей цепочке согласований и получить все необходимые бумаги на начало строительства.

В тот момент ни чиновники, ни представители бизнес-структур не спешили на помощь священнику. Никто из них не верил в успех дела. Все заняли выжидательную позицию и советовали… начать строительство, а уж потом они обязательно подключатся. Но Господь не только попускает испытания, но и посылает помощь через людей. Пришла она и к настоятелю Свято-Казанского храма в лице начальника Северокавказской железной дороги, а сейчас вице-президента кампании РЖД, Владимира Борисовича Воробьёва. Он первым протянул руку помощи приходу. Завёз фундаментные блоки, и тем самым помог застолбить спорную территорию, на которую покушались желающие построить здесь торгово-развлекательный комплекс.

Противников строительства храма на этом месте было так много, что ситуация не однажды висела на волоске. В самом начале речь шла о том, что здесь может быть построен совсем небольшой деревянный храм-часовня. Потом, когда всё же было дано согласие на строительство более просторного каменного храма, чиновники приняли решение, запрещающее приходу иметь прилегающую территорию и, соответственно, строить подсобные помещения. В одном из высоких кабинетов тогда прозвучала такая фраза: «Никаких воскресных школ и трапезных! Пусть всё устраивают в подвальных помещениях».

Поэтому так важно было не потерять это место в центре Северного жилого массива, и так своевременна была помощь В.Б. Воробьёва.

Вторым человеком, кардинально изменившим ситуацию, стал начальник ДРСУ «Дон» Пётр Егорович Кулик. Он удивил настоятеля тем, что подошёл однажды после службы и просто сказал: «о. Димитрий, надо начинать стройку. Давайте возводить храм». И дал технику. 11 сентября 2004 года, в великий праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, владыка Пантелеимон совершил закладку храма. Это было настоящее чудо, ведь с момента назначения батюшки в этот приход, прошло менее трёх месяцев. А приходу на тот момент было уже восемь лет.

Ещё одним чудом стало то, что на следующее лето здесь был разбит парк, и территория недавнего пустыря вмиг преобразилась. Посаженные на сей раз деревья принялись. И в этом тоже был знак свыше. Более 30 лет эта земля ждала, когда на ней появится церковь, и с началом её строительства сразу расцвела. Храм всегда освящает ту местность, на которой его воздвигают…

Но построить дом Божий – дело не простое. И тогда было решено возродить древнюю русскую традицию строительства храма всем миром. По кирпичику. Как это делали в стародавние времена. Только тогда каждый желающий на самом деле привозил камень, а сейчас для этого достаточно внести небольшую сумму с указанием своего имени или имён близких. Так была объявлена акция «Вложи свой кирпич в будущий храм», о которой рассказывали практически все местные СМИ.

Именной кирпичик — это не только жертва на строительство, но и сугубая (усиленная) молитва за того человека, чье имя указано при пожертвовании. Это равнозначно вечному поминовению во святом храме, поскольку на каждой литургии возносятся молитвы «о создателях святаго храма сего», «о плодоносящих и добродеющих». То есть о людях, делающих пожертвования на храм Божий, а также своими делами способствующих утверждению Православной Церкви.

Святой Иоанн Златоуст писал: «Там всегдашние за тебя молитвы, хваления и торжества; за тебя приношение в каждый воскресный день. Помысли, что поставив жертвенник Богу, даже до пришествия Христова, ты будешь иметь воздаяние». Сколько храм будет стоять на земле, столько молитвы будут возноситься к престолу Божиему.

Эта акция всколыхнула Ростов. На призыв о помощи в строительстве откликнулись не только жители Северного жилого массива, но и всего нашего города. Приезжали даже из близлежащих селений, чтобы внести свою лепту. Более 15 тыс. жителей Дона стали владельцами «именных» кирпичей. Благодаря этим пожертвованиям удалось приобрести 0,5 млн кирпича, что стало хорошим подспорьем в строительстве храма. Сёстры из сестричества во имя св. Блаж. Ксении Петербургской трудились в три смены, вписывая имена благотворителей на каждый кирпичик…

Но после того как был возведён цокольный этаж, вновь возникли сложности. Строительство застопорилось. Не везло с рабочими-строителями, не было средств для продолжения работ. И тогда настоятель храма дерзнул прибегнуть к помощи Самой Царицы Небесной, заказав икону Покрова Пресвятой Богородицы. Нашлись благотворители, с радостью согласившиеся поучаствовать в этом благом деле, и взявшие на себя все расходы по написанию иконы.

Батюшка предложил написать не традиционную икону Покрова, а изобразить место будущего храма и Свято-Казанскую церковь. Так, на иконе в нижнем правом углу появилась речка Темерник и белоснежный красавец-храм, который Владычица Наша как бы взяла под свой лучезарный омофор. И, действительно, едва была написана и освящена эта икона, как чудесным образом все трудности разрешились и строительство продолжилось. Всем стало понятно, что Заступница Небесная взяла наш храм под свою защиту, и простирает над ним свой Покров.

Символично и то, что первое богослужение, всенощное бдение, в Свято-Казанском храме состоялось под праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 13 октября 2007 года. Понятно, что это не простое «совпадение». Теперь уже ни у кого не осталось сомнений по поводу того, что храму покровительствует Сама Матерь Божия.

Знамений в период строительства храма было немало. В первый год празднования Дня народного единства 4 ноября 2005 года, который совпадает с праздником Казанской иконы Божией Матери, в Ростове состоялось два крестных хода. Один шёл из Иверского монастыря, другой – из храма Всех святых в земле Российской просиявших. Крестные ходы встретились у Свято-Казанского храма на центральной аллее парка Дружбы. На аллее был установлен большой шатёр, а внутри него находилась Казанская икона Божией Матери (в маленьком вагончике все бы просто не поместились).

Приехал правящий архиерей, архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон и практически всё духовенство Ростова. В парке собралось около пяти тысяч человек, в том числе было много попечителей (к этому времени отношение к строящемуся храму изменилось, появились благотворители). Был отслужен молебен. И вдруг в ноябрьском небе непосредственно над шатром засияла радуга необычной формы! Людей охватило волнение и трепет. Всем стало понятно, что 4 ноября не случайно был выбран, как день единства, примирения и согласия. Именно после усердной молитвы пред Казанской иконой Богородицы войска Минина и Пожарского пошли на приступ Китай-города. Упование на Богородицу явилось той непобедимой силой, которая бесповоротно установила согласие в русском лагере.

Фильм о праздновании дня Казанской иконы
Божией Матери 4 ноября 2005 г

Почему же такое глубинное воздействие на мысли, чувства и поступки людей имеет образ Пречистой? А всё потому, что Богоматерь – это усердная молитвенница и заступница земли русской. Россия - Её удел, Её Дом и Она не оставляет свой народ даже тогда, когда он сам себя ввергает в богооставленность, Она вымаливает ему у Своего Сына прощение. Лишь было бы искреннее покаяние и исправление…

Казанская икона для нашего храма написана в особый год. В 2004 году праздновалось 425-летие со дня обретения чудотворного образа во граде Казани и одновременно отмечалась печальная дата – 100-летие, когда эта икона была утрачена. Поэтому она пронизана мыслью о сохранении и спасении нашей страны. На полях иконы изображены святые всех концов нашей некогда необъятной страны: помимо свт. Димитрия Ростовского и блаженного старца Павла Таганрогского, здесь есть свт. Михаил, митрополит Киевский, св. княгиня София Слуцкая, молитвенница за землю Белоруссии, св. благ. царица Тамара, покровительница Грузии, свт. Григорий, просветитель Армении. Представлен даже Дальний Восток в лице свт. Николая Японского.

Все эти святые как бы предстоят и молят Богородицу о сохранении и спасении нашей страны, чтобы мы сберегли то, что передали нам наши предки. Ведь они собирали нашу землю, умножали богатства России, а мы, увы, расточаем…

Свято-Казанский храм возведён в рекордно короткие сроки, за 3,5 года. Это уникальный случай в Ростовской епархии. Но работы по благоустройству ещё не завершены. Ведётся роспись храма. Впереди много планов по дальнейшему использованию прилегающей территории.

Самое первое богослужение в новом храме - водосвятный молебен перед Казанской иконой Божией Матери. 21 июля 2007 г. Престольный праздник

Так выглядел храм, когда в нем состоялась первая Литургия. Праздник Покров Божией Матери. 14 октября 2007.

Однако сегодня после завершения активной фазы строительства на первый план выходит духовно-просветительская работа и социальное служение. Настоятель храма поставил задачу, чтобы всякий человек, переступивший порог церкви, мог не только помолиться, исповедоваться и причаститься Св. Христовых Тайн, но и реализовать себя в рамках приходской жизни. Чтобы каждый христианин мог найти себе применение в соответствии со своей специальностью и знаниями. Врач может благотворительно вести приём людей, музыкант – петь в хоре или заниматься с детьми, человек, владеющий каким-либо ремеслом – передавать свои навыки другим, и т.д. Словом, в Свято-Казанском храме есть все возможности для того, чтобы каждый человек мог стать реальным членом общины и послужить Церкви Христовой.

Посмотреть путеводитель
Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация